Подвесные системы телевизионных студий

Главным функциональным назначением подвесной системы студии является эффективное использование пространства потолка для подвеса осветительных приборов и их позиционирования. Эффективная подвесная система решает главную задачу работы в студии - эффективная и комфортная работа со светом.

Подвесные системы можно разделить на две группы

  • Подвесные системы с подвижным подвесами
  • Подвесные системы со стационарно установленными подвесами

Речь идет о принципиальном отличии в способах построения рабочего потолка и последующей организации работы с осветительными приборами, а не в конкретных образцах применяемого оборудования. К первой группе решений относятся в первую очередь подвесные системы с применением специализированных рельсовых систем для установки подвижных подвесов. Основу рельсовых систем составляют алюминиевые рельсы различных типов и каретки, соответствующие им. Кроме того, подвижные системы могут выполняться с применением типового металлопроката, наиболее часто двутавр ГОСТ 8239-89 или 26020-83, такой подход предполагает значительное увеличение металлоемкости подвесных конструкций и поэтому находит применение главным образом в больших студиях.
Ко второй группе решений относятся способы построения подвесных систем, при которых подвесные единицы устанавливаются стационарно по определенной схеме с некоторым интервалом или в порядке нужным для конкретного осветительного решения.

Можно выделить некоторые базовые критерии выбора типа подвесной системы и комплекта подвесного оборудования.

  • Назначение студии (характер передач) и типы применяемой осветительной техники
  • Динамика работы студии: стационарные площадки или работа в условиях динамических изменений схем света
  • Высота студии
  • Архитектурные ограничения помещения

В большинстве случаев интегральная оценка эксплуатационной гибкости и универсальности дает все предпосылки к выбору подвижных систем, однако не следует считать, что подвижные системы всегда превосходят стационарные. Далее будут кратко описаны и проиллюстрированы основные решения и подходы построения подвесных систем в контексте перечисленных выше критериев. Хочется заранее сообщить читателю о том, что представленные далее эскизы являются не более чем «веселыми картинками», целью которых является исключительно графическое сопровождение материала, поэтому на эскизах намеренно не показаны кабельные каналы, электрощиты, коммутационное коробки, воздуховоды системы кондиционирования и т.д .

Компания Комтел считает своим приоритетным направлением проектирование подвесных систем для ТВ-студий. Мы предлагаем широкий спектр технических реализаций подвесных систем, начиная от простых, построенных полностью на механических компонентах до сложных систем с моторизованными подвесами и каретками, включая систему частичной или полной автоматизации. Подвесные могут строиться с разным уровнем технологичности, что влияет как на стоимость проектирования/монтажа, так и стоимость комплекта оборудования. Важно отметить, что компания Комтел поддерживает постоянный склад базовых компонентов для построения рельсовых систем для малых и средних студий. Более того, компания Комтел располагает собственными производственными мощностями со станками с ЧПУ, что дает нам очевидные преимущества в ситуациях, когда обычные крепления и узлы не могут быть применены в связи с архитектурными и другими ограничениями, при этом стоимость и сроки производства всегда будут оптимальным для заказчика.
В вопросах выбора подвесного оборудования мы ориентируемся на европейских производителей, поскольку важнейшим требованием является обеспечение безопасности людей на съемочной площадке и все механическое подвесное оборудование (ARRI, MTS) соответствует жестким европейским требованиям безопасности и соответствует отраслевым производственным стандартам.

Примеры ПОДВЕСНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МАЛЫХ СТУДИЙ ПЛОЩАДЬЮ 40 ... 80М2, с высотой 3 ... 4М (СТУДИИ НОВОСТЕЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ, виртуальные студии).

На сегодняшний день рельсовая система с подвижными траверсами является наиболее распространенным вариантом выполнения подвесной системы в нашей стране. Доступные и качественные компоненты такой системы (каретки, рельсы, системы креплений), простота конструкции и эксплуатации стали основными причинами широкой популярности.

В стандартном исполнении рельсовая система состоит из двух и более рельсовых дорог. Под рельсовой дорогой подразумевается две направляющих несущих рельса, которые монтируются к Ж/Б перекрытию или к несущей металлоконструкции. По несущим рельсам на двойных каретках перемещаются подвижные рельсы (траверсы), на которых размещаются осветительное оборудование. Расстояние между направляющими рельсами, выбирается исходя из типов применяемых рельс и нагрузок от подвесов с осветительным оборудованием.
Если говорить коротко об основных преимуществах рельсовой подвесной системы с подвижными траверсами, то можно выделить несколько основных положений.

  • рельсовая система эффективно покрывает рабочую площадь потолка, при правильном планировании подвесной системы возможно практически полностью избежать «мертвых» зон на потолке.
  • существующая номенклатура алюминиевых рельс и кареток позволяет выполнять рельсовые системы как в малых студиях с невысокими потолками с применением легких рельс, так и крупных студиях по использованию профилей с большим поперечным сечением. Фактически, это означает, что рельсовая подвесная система может проектироваться для использования с любыми подвесными механизмами - пантографами, телескопами, хойстамы, причем как в механическом, так и в моторизованном варианте
  • Эксплуатационное удобство системы

Наиболее часто рельсовые системы применяются в студиях с высотой потолка до 5м, то есть в диапазоне комфортной работы шестом Pole Operated. Наиболее эффективно рельсовая подвесная система проявляет себя в малых студиях с низкими потолками, что связано с необходимостью позиционировать свет в студиях с малым объемом особенно точно.

На примере ниже изображена малая студия, оборудованная подвесной системой из 2-х рельсовых дорог (в студиях меньшего размера может быть установлена ​​только одна рельсовая дорога), фоновым рельсом, расположенным по 3 сторонам студии.

Количество подвижных траверс определяются потребностями студии, при необходимости их количество может быть увеличено уже после монтажа студии. Как видно из эскиза подвесная система полностью покрывает потолок. На чертеже также изображена наиболее типичная проблема малых студии: несмотря на небольшую высоту помещения, некоторую высоту помещения дополнительно занимет фальш-потолок или акустическая облицовка потолка. Поэтому очень важно в таких студиях применять крепления и рельсовые системы, которые имеют компактные размеры по высоте. Наиболее часто для позиционирования осветительного оборудования по высоте студии комплектуются ручными фрикционными пантографами или более бюджетными механическими телескопами Drop-arm.

Подвесная система студии оборудуется коммутационными коробками с силовыми розетками/портами управления DMX вдоль рельсовых дорог с определенным интервалом, достаточным для удобного подключения осветительного оборудования. Для упрощения процесса регулярных перестроений осветительных схем подвод кабелей может быть выполнен на кабельных каретках или применением шинопроводов с подвижным токосъемом.

Монорельсовая система подвеса для малой студии может быть выбрана по экономическим соображениям, такая система более бюджетная, чем вариант рельсовой системы с траверсами, или в связи с некоторыми ограничениями связанными с условиями крепления, например потолок с уклоном.

Шаг следования монорельсов определяется высотой студии и типом применяемых осветительных приборов. Для малых студий шаг - 600 ... 700мм. Для студий большего размера с высотой 4...5м шаг может быть 800...1000 мм.

Бывают ситуации, когда монтаж стационарной системы подвесной системы не имеет смысла по ряду причин, например, инсталляция временных студии в арендованных на непродолжительный срок помещениях, краткосрочные ТВ проекты, необходимость сверхсрочного монтажа подвесной системы, определенные ограничения по креплению.
Для таких случаев, компания Комтел предлагает легкие фермы Matthews. В отличие от хорошо известных алюминиевых сценических ферм, основное применение которых связано с подвесом приборов динамического света в развлекательных, политических проектах формата ток-шоу, Matthews предлагает упрощенный подход к созданию формовых конструкций. Простота, Надежность, Гарантия (результата)! - так можно охарактеризовать фермы Matthews, не прибегая к изнурительным словосочетаниям.


Используя всего 4 типовых стальных соединительных узла (напольная база, секция-cоединитель, секция жесткости и угловой соединитель 90 °) и стандартную алюминиевую трубу диаметром 45мм, собираются любые конструкции с высотой до 4м. Несущая способность фермы определяется толщиной стенки применяемой трубы и шагом установки узлов жесткости.

На сегодняшний день, несмотря на широкое применение рельсовых систем подвеса, наиболее простой в реализации и недорогой по цене является подвесная система pipe grid, представляющий собой конструкцию из перекрестно-расположенных труб с размером ячейки 500х500мм и более (в зависимости от размера студии - чем меньше студия, тем плотнее необходим грид).
Заказчик может заказать самостоятельно заказать практически любой строительной бригаде монтаж грида. Но в том случае, если заказчик хочет снять с себя этот вопрос, компания Комтел предлагает удобные, недорогие и всегда в наличии на складе крепления для создания конструкций pipe grid, а также монтажные пластины для установки силовых розеток и другого оборудования. Использование таких креплений исключает трудоемкую процедуру сверления или сварки труб, а также при необходимости позволяет изменять конфигурацию подвесной системы, перемещая поперечные трубы относительно продольных.

Основным недостатком системы подвеса pipe grid является эксплуатационная неудобство в подвесе приборов и внесений изменений в схему света. На примере показан пример малой студи с гридом, но подобные конструкции широко применяются в студиях большего размером. Главным критерием выбора служит «стационарность» световой схемы: грид отлично подойдет для стационарных площадок, но может создавать серьезные неудобства в студиях с частыми перестроениями световых схем.

 

Примеры ПОДВЕСНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СТУДИЙ ПЛОЩАДЬЮ 150 ... 300м2, с высотой 4 ... 6 м (СТУДИИ НОВОСТЕЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ, развлекательные передачи С небольшой аудитории)

Для крепления подвесной системы в студиях с высотой 5 ... 6м предварительно выполняется несущая металлоконструкция.  Для выполнения несущей металлоконстркции оптимальной с точки зрения монтажа подвесной системы (оптимизация типа и количества необходимых крепления), необходимо составить правильное ТЗ, в котором определены нагрузки, шаг расположения балок, рекомендованный сортамент металлопроката для выполнения нижнего пояса к которому крепится подвесная система. В этом материале не предполагается подробно останавливаться на этом вопросе. При необходимости Вы можете обратиться в компанию Комтел для получения соответствующих консультаций и рекомендаций.

На примере показано достаточно типовое решение подвесной конструкции для студий 150 ... 300м2 - рельсовая система с подвижными траверсами. Наиболее часто основной подвесной единицей выступает тросово-редукторный пантограф, но также могут применяться простые телескопы Drop-arm (фото) для установки осветительных приборов,  которые не требуют регулярного позиционирования по высоте.

Количество точек подвеса (телескопов / пантографов) может быть определено приблизительным расчетом 1 телескоп на 2,5 ... 3,5 м2 рабочей площади
Комплектация системы фоновых рельс определяется индивидуально и может состоять из одного или двух рельс. В некоторых случаях может применяться система с одним рельсом и переключателем фоновых рельс с выделенной парковочной зоной для фонов. Фоновая рейка на этом эскизе (и на всех последующих) показана замкнутой, но чаще всего фоновые рельсы выполняются по 3 сторонам студии.

Если на стадии проектирования определены некоторые исходные данные, схема 1 может дополняться монорельсом для приборов контрового, фонового света. Они могут быть замкнутыми или делаться в виде отдельных прямых рельс. Такое решение следует рассматривать как оптимазацию стоимости подвесной системы, достигается главным образом за счет сокращения количествоа подвижных траверс и использования более экономичных Drop-Arm телескопов, вместо тросово-редукторных пантографов, поскольку приборы фонового, контрового света регулируются по высоте гораздо реже и такая замена не создаст значительных эсплуатационних неудобств. Наиболее типичный случай - выполнение выделенного рельса для приборов фонового света для работы с хромакейним фоном. На примере ниже показан пример студии с выделенной контровым монорельсом.

На этом примере показана рельсовая система с траверсами, укомплектованная механическими хойстамы. Осветительные приборы на хойстах индивидуально регулируются по высоте с помощью простых телескопов Drop-arm.

Примеры ПОДВЕСНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ СТУДИЙ ПЛОЩАДЬЮ 200 ... 500м2, с высотой 6 ... 12 м (универсальные продакшн-студии для производства различного телевизионного контента)

В студиях с высотой потолка более 6 м применяются моторизованные решения, так как подвесное оборудование с ручным управления Pole Operated может применяться очень ограниченно. Степень моторизации может быть разной. В простейшем случае используются просто моторизованные подвесы, в среднем варианте моторизованные подвесы устанавливаются на моторизованных каретках, кроме того моторизация может охватывать также осветительные приборы и систему фоновых тканей. В полном варианте все операции, связанные с позиционированием осветительных приборов, выполняются с пульта управления.
Независимо от типа моторизованных подвесов, одной из основных технических задач является организация системы подвижного подвода электропитания и сигналов управления к оборудованию (создание стационарных схем электропитания в больших студиях может быть эффективно только в студиях с полноценным техническом этажом или при стационарном монтаже подвесного оборудования).
Подвижный подвод электропитания и сигналов управления может быть реализован следующими способами:

  • с применением подвесных кабельных систем на кабельных каретках
  • с применением шинопроводов с подвижным токосъемом
  • с применением кабельных цепей

В контексте данного вопроса, наиболее целесообразно выглядит реализация монорельсовой системы подвеса. Монорельсовая система, оборудованная системой подвижного подвода электропитания открывает путь к построению моторизованных студий с различными типами подвесного оборудования с дистанционным позиционированием осветительных приборов.
Компания Комтел предлагает следующие варианты построения монорельсовых систем для ТВ-студий

  1. На базе комплексных решений Lastro (производство Германия).
    Рельсовые системы от компании Lastro - это алюминиевые профили с интегрированным медными шинами.
    Наиболее интересные системы - это ASS1, ASS 2, ASS3. Компактный профиль ASS 1 имеет всего 3 шины и предназначен для построения малых и средних студий с механическим подвесами. Профиль ASS 2 имеет до 7 шин и предназначен для построения средних и крупных студий с применением моторизованных кареток и подвесов. Профиль ASS 3 имеет до 9 шин, может воспринимать большие нагрузки, предназначен для построения средних и крупных полностью моторизованных студий.
  2. С использованием шинопроводов с подвижным токосъемом в комбинации с любыми системами профилей или металлопроката (T80, T100, T120 и другими). Данный подход очень гибкий, поскольку предусматривает значительное вариативность в вопросах конфигурирования необходимой системы. Для эффективного применения шинопроводов серийного производства, компания Комтел разработала ряд нестандартных креплений, а также DMX-дистрибьюторы, DMX-контроллеры для моторизованных кареток. На сегодняшний день мы готовы предложить функционально законченные решения для построения полностью моторизованных студии при оптимальной стоимости проекта и сроков его реализации

Ниже показан пример на базе монорельсовой системы с интегрированным шинопроводом и моторизованными телескопами


Моторизованные телескопы (или пантографы) устанавливаются на моторизованных каретках, дистанционное управление движением каретки и телескопов осуществляется с пульта управления с графическим интерфейсом со схематическим отображением расположения подвесов. Моторизованная монорельсовая система с телескопами на сегодняшний день является своего рода верхним уровнем в техническом вопросе построения подвесных систем. Такой вариант является максимально гибким и универсальным, поскольку реализует принцип индивидуального подвеса осветительных приборов: каждый прибор может быть позиционируется по высоте оперативно с пульта управления. Конструктивная жесткость телескопа достаточна даже для установки приборов динамического света. Для ориентировочного расчета количества телескопов можно пользоваться расчетом: 1 телескоп на 3-4м2 рабочей площади студии.

Применение хойстив в высоких студиях является довольно типичным решением, имеет более низкую базовую стоимость, но безусловно уступает в гибкости и универсальности подвесной системе с телескопами. В некоторых случаях хойсты применяются для наследования знакомых принципов эксплутации студии (большинство типовых студий, построенных ранее в СССР - С-300, С-600 выполнялись с штанкетними подъемниками). Недостатком подвесной системы с хойстами необходимость использования дополнительных приспособлений для индивидуального позиционирования по осветительных приборов по высоте.
Хойсты могут устанавливаться как стационарно, так и в подвижном исполнении. При построении подвижной системы требуется меньшее количество хойстов, но при этом необходима система подвижного подвода электропитания. Для построения системы со стационарным подвесом нужно большее количество хойстив для равномерного покрытия всей площади студии.

Подвижный монтаж, вариант 1

Подвижный монтаж, вариант 2

Стационарный монтаж хойстов

На этом примере показано техническое решение, которое может быть интересно для крупных студий, в которых снимаются ТВ-проекты с применением значительного количества приборов динамического света. В этом случае приоритетным является использование алюминиевиех сценических ферм для подвеса эффектного, динамического света, прочего оборудования. В простейшем варианте фермы крепятся на механических цепных лебедках. При этом возникают значительные трудности при ситуативных перестройках схем света при уже готовых декорациях и установленном оборудовании.

Идея, показанная на примере, предлагает утилизировать функциональность монорельсовой системы подвеса для решения подобного рода задач. Используя моторизованные лебедки, установленные на моторизованных каретках строится понятная и удобная пользователю эксплуатационная схема, которую описывается следующими действиями:

  • Лебедки перемещаются в нужные позиции для подвеса ферм.
  • Цепи лебедок опускаются на уровень, необходимый для крепления ферм и осветительной техники.
  • Фермы со светом поднимаются на необходимый для светового решения уровень

Операции подъема, опускания и перемещения отдельных лебедок вдоль монорельса выполняется дистанционно, с пульта управления.

Также важно отметить, что кроме электропитания через шинопровод осуществляется передача DMX-сигнала, то есть в этом случае также решается ряд эксплуатационных вопросов, связанных с электропитанием и управлением осветительными приборами: промежуточные силовые распределительные боксы не нужны, заметно сокращается использование дорогих силовых кабелей в неопреновой изоляции, снимается полностью вопрос с избыточным длиной силовых кабелей, решается вопрос с симметричным нагрузкой на сеть.

Оvergrid решения

Основной принцип системы подвесной системы Overgrid заключается в использовании технического этажа, высота которого обычно определяется высотой ферм несущей металлоконструкции, то есть фактически нижний пояс металлоконструкции формирует уровень технического этажа на котором и располагается подвесное оборудование. Такой тип подвесной системы возможен в больших студиях с высотой более 7м. Основные преимущества такой системы - это высокая универсальность системы и высокая безопасность при эксплуатации, поскольку все операции, связанные с перемещениями подвесов, коммутация и обслуживание проводится на уровне техэтажа безопасно и без риска повреждения декораций.

Интересной Overgrid реализацией на сегодняшний день является система с применением overgrid телескопов от компании MTS. Телескоп может быть, как в моторизованном, так и механическом исполнении. Телескопы устанавливаются и перемещаются на балках нижнего пояса несущей металлоконструкции, розтшованих определенным образом.

По сравнению с наиболее типичными вариантом выполнения подвесной системы, выполненной из применением хойстив, подвесная система на базе Overgrid телескопов имеет следующие преимущества

  • Более высокая гибкость для построения световых схем, достигается благодаря позиционированию по высоте индивидуально каждого прибора. В случае необходимости, можно использовать дополнительные крепления для подвеса 2 приборов на один телескоп
  • Возможность произвольного распределения телескопов по студии, есть возможность создавать необходимую плотность подвесов на необходимых участках рабочих зон. Телескопы могут перемещаться места на место, безопасно и без риска повреждения декораций
  • Реорганизация и наращивание такой системы не представляют проблем. Возможность в будущем наращивать количество телескопов в студии без изменений в схеме электропитания и остановки технологического процесса телепроизводства